Есть мнение, что флюгер на крышу — модный европейский атрибут, который никогда не приживётся в наших широтах. Готов поручиться, что это не так, достаточно лишь открыть учебник истории, начиная с 15 века. И на иллюстрациях будут не поселения голландских купцов, а обычные деревенские дома, украшенные «птицевертами».
Флюгер от А до Я
Что такое флюгер (нидерл. Vleugel), хорошо знают моряки — именно с парусных судов эта оригинальная и полезная вещь постепенно перекочевала на крыши.
На Руси флюгер знали под другими именами: жируэтка, нос, хамелеон, вертун, сума переметная, ветреник и другие. Они точно передают суть работы устройства и относятся к стреле — вращающейся части устройства.
Вертун по сути настоящий молниеотвод, особенно если здание стоит обиняком. Проволока, идущая от корпуса к земле и дальше на глубину до полутора метров, может сохраннить работоспособность электроприборов и жизнь.
Стандартными размерами жируэтки принято считать от 400×800 до 770×1200 мм, хотя творчество трудно удержать в рамках и цифры могут изменяться в любую сторону. Вес изделия колеблется от менее 1 до 10 кг — вес + парусность могут создавать серьезные нагрузки на крышу.
Стоимость флюгеров занимает достаточно широкий диапазон в зависимости от материала, а также оригинальности исполнения. Если цена заводского образца колеблется в пределах 3–10 тыс. рублей, то ручная работа может только начинаться от $300.
Обычно флюгеры бывают:
Из чего состоит вертун
Друг от друга флюгеры отличаются разве что фигурками, изображающими птиц, зверей, сказочных персонажей и даже жанровые сценки. В остальном устройство флюгера похоже, скользя взглядом сверху вниз можно увидеть:
- фигурку;
- стрелу;
- розу ветров;
- ось;
- корпус;
- основание с подкосами.
Иногда возникает путаница: куда должна указывать стрелка — по ветру или навстречу ему? Ответ: направление стрелки должно быть против воздушного потока, определяя откуда дует ветер.
Секрет вращения флюгера
«Вертлявость» жируэтки зависит от величины поверхности декоративного элемента (сплошная поверхность ловит ветер лучше, чем ажурная). Для создания хорошей парусности примерно 2/3 площади фигуры должны быть сдвинуты от центра к оперению.
Чтобы не случился перекос, ось не бултыхалась в корпусе и готовое изделие чутко реагировало на направление ветра, оно должно быть уравновешено.
Для уравновешивания можно:
- утяжелить стрелу декоративным элементом, имеющим минимальную парусность: вьющийся растительный элемент, завитушки;
- использовать традиционный противовес — шарик, разместив его ближе к острию стрелки.
Подвесив готовый конструктивный элемент на веревочной петле и сбалансировав его, на корпусе отмечается центральная ось — место крепления оси вращения. Сбалансированность и парусность являются гарантами правильной работы вертуна.
Устройство ветреника: основные моменты
Флюгер должен соответствовать образу дома поэтому примитивные флюгеры иногда использовать нельзя, чтобы не нарушить архитектурный стиль. В пользу флюгера на крышу своими руками говорит его бесспорная уникальность, чего не скажешь о серийных моделях.
Изготовление флюгера включает в себя такие этапы:
- фигура вырезается и крепится к стреле;
- готовый элемент приваривается к оси вращения;
- к неподвижному корпусу крепится роза ветров — крестообразно соединенные прутья, оканчивающиеся буквенными обозначениями;
Для 8-лучевой розы между основными прутьями по биссектрисам крепятся еще 4 прута вполовину короче основных. Обозначения направления ветра будут несколько иными как показано на картинке.
- ось вращения вставляется в корпус;
- корпус фиксируется к основанию подкосами;
- собранный флюгер регулируется вертикально по уровню;
- основание крепится к крыше;
- на готовый флюгер наносится специальное защитное покрытие.
Как устроена подвижная часть
Рисунок флюгера можно придумать самому, срисовать с фотографии/натуры или поискать эскизы в интернете. За неимением навыков, лучше начать с плоской фигуры, потому что для объемной потребуются специальные формы для литья.
В этом случае половинки:
- вбиваются в углубления формы резиновым молотком;
- вырезаются;
- спаиваются.
При сборке объемных фрагментов фигуры важна точность соединений чтобы в щели не проникла влага. Самостоятельную работу лучше начать с плоского флюгера – новичку в некотором смысле будет легче справиться с такой задачей.
Рисунок переносится на металлический лист и вырезается всем, что есть под рукой:
- ножницами по металлу;
- плазморезом;
- лазером;
- лобзиком;
- болгаркой.
Защищайте руки перчатками. Острые края и заусенцы сразу обработайте надфилем, потому что такие порезы крайне болезненны и долго заживают.
Стрела делается из металлического прута, к концам которого приваривается оперение, наконечник и при необходимости противовес. Центр тяжести флюгера можно найти, подвесив его на веревочной петле, через него будет проходить ось вращения.
Пропеллер вместо наконечника заметно оживит вертун и прогонит птиц.
В другом варианте на флюгарке располагается гильза, которая надевается на неподвижную ось, закрепленную на основании. В любом случае, флюгеру должно быть обеспечено свободное вращение вокруг своей оси.
Как обеспечить вращение флюгера
Узел вращения обычно делается самостоятельно и бывает двух типов в зависимости от веса архитектурного элемента или желания владельца:
- шарнирный;
- подшипниковый.
Как выглядит шарнирный узел:
- на отмеченном участке центра тяжести приваривается гильза отверстием вниз;
- перевернув фигуру в гильзу опускается железный шарик подходящего диаметра;
- с помощью шприца на шарик выдавливается металлоплакирующая смазка, например, МС 1000;
- в этом же положении в гильзу вставляется шток — ось вращения;
- флюгер переворачивается в прежнее положение, лишняя смазка удаляется.
Сам по себе вариант неплох и попадание влаги в такой механизм исключено, только до идеальной посадки такая модель не дотягивает. Флюгеры на крышу по второму варианту немногим сложнее, но при этом достигается высокая чуткость к ветру и плавное вращение. Для этого понадобится шпилька резьбовая М12/М16 (обычно длиной 1 м), подшипники, втулка.
Такой узел вращения представляет собой трубу корпус с двумя подшипниками внутри – сверху и снизу, обеспечивающими оси вращения легкость движения. Защитный колпачок из нержавейки/резиновой прокладки на оси будет защищать стык от осадков.
Домашним умельцам предлагаем фишку старых мастеров «доподшипниковой» эпохи, которая хорошо дополнит современный механизм:
- в нижнюю часть корпуса ставится заглушка, в которой посередине выточено конусное углубление;
- на торце оси делается небольшой пропил, куда вваривается заостренный обломок сверла/метчика.
По такому принципу устроены стрелки некоторых компасов, а в данном случае флюгер получит дополнительную балансировку. Его ход станет настолько легким, что он почувствует самый нежный ветерок.
Как устроена опора
К основанию опоры крепится корпус, дополнительно фиксируясь по бокам подкосами для уменьшения боковых нагрузок. Также опора служит держателем для розы ветров — металлических прутьев/полос с указателями сторон света. Во избежание недоразумений их корректировка проводится по компасу или GPS навигатору телефона.
В зависимости от вида крыши подбирается соответствующая опора (в продаже есть готовые). Чтобы отрегулировать плотность прилегания к поверхности кровли, нужно подогнуть горизонтальные пластины. В более дорогих моделях регулировка производится с помощью болтов.
Самодельную опору можно сделать:
- из четырехугольного профиля/трубы, наполовину разрезанного на полосы, в них просверливаются отверстия для саморезов;
- приварить/прикрутить к корпусу угольники.
Крепится опора в самой высокой точке на любой крыше дома независимо от ее конфигурации саморезами, либо на деревянном брусе конька. Флюгер должен возвышаться над землей в среднем на 6–12 м, при этом следует учитывать высоту дома.
Так ли уж необходим флюгер, каждый решает в индивидуальном порядке. Дополнительную информацию, которая поможет сделать флюгер в домашних условиях, можно найти, посмотрев видео в этой статье. Если есть вопросы, задавайте в комментариях, и я обязательно отвечу.