Страховочная привязь обеспечивает безопасность выполнения высотных работ. Как средство индивидуальной защиты она проходит многоэтапный контроль качества в процессе производства. Однако с течением времени изделие изнашивается и может утрачивать первозданные эксплуатационные характеристики.
Поэтому порядок обязательных проверок страховочной привязи утвержден не только производителями оборудования, но и Министерством труда РФ. Как поясняют эксперты компании Р-СИСТЕМС, стандартно паспортизация изделий проводится раз в год. Однако производитель может указать иную периодичность – необходимо ознакомиться с документацией. Также важно следовать приказу Минтруда РФ, регламентирующую охрану труда при выполнении высотных работ и устанавливающему порядок проверки средств индивидуальной защиты специалистов.
Как проверить страховочную привязь
По словам экспертов, не стоит руководствоваться исключительно стандартными требованиями к периодичности проверок. Страховочная привязь может изнашиваться быстрее, если она эксплуатируется в условиях повышенной влажности или высоких температур, контактирует с редкими химикатами. Тогда изделие проверяют не реже чем раз в 6 месяцев. Производитель может установить и более частые испытания.
Осмотр страховочной привязи важно проводить перед каждым ее использованием. На что стоит обратить особенно пристальное внимание:
- наличие порезов и любых других дефектов на ремнях;
- следы деформации металлических деталей или пластиковых частях конструкции;
- течение срока годности изделия и наличие маркировки.
Страховочные привязи с истекшим сроком годности, а также не имеющие маркировки модели к использованию не допускается. Чаще всего производители разрешают эксплуатацию изделий на протяжении 5-ти лет с момента их выпуска, однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен изготовителем практически вдвое.
Проверка привязи нагрузкой
Действующие нормативы не предусматривают обязательные проверки страховочной привязи статическими и динамическими нагрузками. Они могут быть регламентированы только отраслевыми документами. Если проводить испытания все же нужно, необходимо действовать следующим образом:
- Изучить документы, проанализировать инструкцию.
- Подготовить результаты прошлой проверки.
- Провести внешний осмотр изделия.
- Организовать и провести испытания под нагрузкой.
- Зафиксировать новые результаты и сопоставить их с прошлыми.
Если в результате проведения испытаний на страховочной привязи были обнаружены дефекты и повреждения, то ее дальнейшая эксплуатация становится невозможной. В этой ситуации необходимо учитывать актуальные нормы браковки оборудования. Просроченные и поврежденные привязи не допускаются к использованию в любом случае.